это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4991310
500 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы на практике вызвана тем, что, в соответствии со всемирным докладом о насилии в отношении детей в настоящее время можно утверждать, что каждый десятый обучающийся школы в мире подвергался или подвергается проявлениям насилия в образовательной среде. И указанный показатель, при этом, каждый год только увеличивается. Актуальность данной проблемы в настоящее время была подтверждена целым рядом проведенных исследований ученых.
Сейчас все более часто педагоги, работающие с обучающимися школы 11-15 лет, сталкиваются на практике в ходе своей работы с различными угрозами, насмешками, проявлениями агрессии и т.п.
Буллинг является одной из угроз психологическому здоровью личности младших школьников. Под буллингом понимаются не только физические формы насилия, но и психологические формы, которые часто характеризуются гораздо более глубокими и серьезными последствиями для личности. Актуальность исследования также обусловлена интересом исследователей к данной теме.
В различных трудах ученых говорится о том, что эта проблема сложна, в первую очередь потому, что ее последствия являются не во всех случаях очевидными, но в то же время способны оказать отрицательное влияние на участников процесса. Есть определенные сложности с определением в том или ином случае наиболее подходящего способа решения той или иной возникающей на практике проблемы.
Буллер, жертва, подвергающаяся насилию в той или иной ситуации, подпадает под влияние другой личности, что ведет к изменению поведения, а также иногда системы ценностей, меняется и эмоциональный фон человека.
Проблема буллинга изучалось в разных странах с 70-х гг. прошлого столетия. И сейчас эта проблема по-прежнему остается весьма значимой. В различной научной литературе эта проблема рассматривается сейчас в разных аспектах − в первую очередь, в контексте изучения детской агрессивности (данный вопрос исследовали такие авторы, как О. А. Селиванова, а также С. А. Козлова), за рубежом Э. Фромма, Л. Берковиц и т. д. Проблема буллинга изучена была в трудах исследователей И. С. Кона, а также Е. А. Гусейновой и ряда других авторов.
Склонность к проявлениям агрессии или к позиции жертвы оказываются на практике связанными напрямую с качеством жизни. Это очень важный фактор, оказывающий свое воздействие на складывающиеся взаимоотношения в той или иной социальной группе. Важен также и выбор подходящих моделей поведения у человека.
Анализ проведенных исследований в сфере психологии в итоге показал то, что самооценка обучающихся подросткового возраста, которые включены в буллинговую структуру, качество жизни, пока что не было предметом исследования. Это дает в итоге реальную возможность выполнить анализ и выделить основные существующие на практике факторы риска включения учеников в буллинговую структуру. В частности, таким фактором риска может быть низкая самооценка.
Цель данного исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить наличие взаимосвязи между самооценкой качества жизни и склонностью к буллингу у подростков для разработки программы, направленной на снижение склонности к буллингу у подростков с целью повышения самооценки школьников подросткового возраста.
Объект исследования – проявление буллинга у школьников-подростков.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и склонности к буллингу у подростков.
В работе была сформулирована следующая гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем буллинга и самооценкой подростков.
Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия «самооценка».
2. Рассмотреть особенности проявления буллинга в отношении сверстников среди школьников подросткового возраста.
3. Провести экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и склонности к буллингу у подростков и проанализировать его результаты.
4. Разработать программу, направленную на снижение склонности к буллингу у подростков.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2) практические методы.
Практическая значимость исследования: разработанная нами программа, направленная на развитие самооценки у школьников подросткового возраста с целью снижения склонности к буллингу, может быть использована в практике работы классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, а так же, родителей и учителей- предметников.
Список используемой литературы
1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Авдулова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 394с.
2. Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе / А. И. Аверьянов // Sworld. – 2013. – Т. 18. – № 1. – С. 45-50.
3. Агафонова И. Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – №3. – С.34-45.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 416 с.
5. Андреева, Е. В. Технология организации современного учебного занятия / Андреева Е. В., Забродина И. В., Козлова Н. А., Фортыгина С. Н. //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6. – С. 53-56
6. Бочавер, А. А. Школьная травля и позиция учителей / А. А. Бочавер // Социальная психология и общество. – 2015. – Т. 6. – № 1. – С. 103-116. 15. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149-159.
7. Бутенко В. Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» / В. Н. Бутенко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – № 3 (33). – С. 138-143.
8. Бутовская, М. Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников / М. Л. Бутовская, Е. Л. Луценко, К. Е. Ткачук // Этнографическое обозрение. – 2012. – №5. – С.139-150. 58
9. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – Москва : Наука,1973. – 300 с.
10. Веретенникова И. В. Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке / И. В. Веретенникова // Начальная школа. – 2006. – №11. – С.35-65.
11. Витковская, И. М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И. М. Витковская. – Псков : Наука, 2000. – 96 с.
12. Воликова, С. В. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга / С. В. Воликова // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 4 (88). – С. 138-161.
13. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. – 240 с.
14. Воронина, Л. В. Информационные технологии как инструментарий формирования информационной компетентности младших школьников / Л. В. Воронина // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 36.
15. Воронина, Л. В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике / Л. В. Воронина // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 153.
16. Вяткина, И. А. Учебное сотрудничество как средство развития речи / И. А. Вяткина // Начальная школа. – 2010. – №9. – С. 23.
17. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. № 105. – С. 159- 165.
18. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 272 с.
19. Гришина, Т. Г. Исследование буллинга среди школьников: обзор зарубежных исследований / Т. Г. Гришина // Современная прикладная психология: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 т. / под ред. Т. Н. Мельникова, Н. Т. Колесник. Т. 2. – Москва : ИИУ МГОУ, 2017. – С. 14-17.
20. Гусинский, Э. И. Введение в философию образования / Э И. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. – Москва : Логос, 2003. – 248 с.
21. Гуцу, Е. Г. Влияние детско-родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. Г. Гуцу. – Нижний Новгород, 1997.
22. Гуцу, Е. Г. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников / Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, А. А. Чернова // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 26.
23. Дерябина, В. В. Психологическая безопасность образовательно-воспитательной среды В. В. Дерябина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2017. – № 2. – С. 88-96.
24. Ермолова, Т. В. Буллинг как групповой феномен: результаты исследования буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (19942014) / Т. В. Ермолова, Н. В. Савицкая // Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. – № 1. – С. 65-90.
25. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. – Москва : Гардарики, 2003. – 223 с.
26. Жукова, М. В. Роль семейного социума в формировании отклоняющегося поведения школьников / М. В. Жукова, Е. В. Фролова, К. И. Шишкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – №9. – С.48-53.
27. Илларионова, Е. С. Проблема буллинга в подростковом 60 возрасте [Электронный ресурс] / Е. С. Илларионова, К. С. Шалагинова // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: http: //www.scienceforum.ru/2013/178/2003 (дата обращения 05.09.2023)
28. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2014 – 368 с.
29. Клюева, Н. В. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н. Клюева. – Москва : Владос-Пресс, 2013. – 400 с.
30. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно-методическое пособие для педагогов и психологов / Я. Л. Коломинский. – Минск : МГУ, 2005. – 312 с.
31. Кон, И. С. Что такое буллинг и как бороться с ним? / И. С. Кон // Семья и школа. – 2006. – №11. – С. 15-18.
32. Кон, И. С. Что такое кибербуллинг? /И. С. Кон // Семья и школа. – 2008. – № 18. – С. 14-18.
33. Кравцова, С. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия / С. Кравцова, А. Шапкина, А Белевич // Образовательная политика. – 2016. – № 3. – С. 97-119.
34. . Кривцова С. В. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России / С. В. Кривцова, А. А. Белевич, А. Н. Шапкина // Образовательная политика. – 2016. – Т. 3. – № 73. – С. 2-25.
35. Кривцова, С. В. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия» / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. – Москва : Генезис, 2002.
36. Кривцова, С. В. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Рабочая тетрадь школьника / С. В. Кривцова. – Москва : Генезис. 2009.
37. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. – Ленинград, Воронеж, 2001. – 447 с. 62
38. Лисина, М. И. Общение и речь / М. И. Лисина. – Москва : Педагогика, 1985. – 208 с. 59. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. – Санкт-Петербург : Феникс, 2001. – С. 240-276.
39. Овсяник О. А. Проявление агрессивного поведения в процессе социально-психологической адаптации личности / О. А. Овсяник, Л. Э. Зотова, Т. И. Шульга, Н. В. Сидячева // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 1 (45). – С. 36-47.
40. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И Рожков, Л. В. Байбородова. – Москва : Наука, 2000. – 200 с.
41. Сафронова, М. В. Буллинг в образовательной среде — мифы и реальность / М. В. Сафронова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 3 (46). – С. 182-185.
42. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 256 с.
43. Солдатченко, А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / А. Л. Солдатченко. – Магнитогорск, 2001. – 186 с.
44. Черкасенко О. С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О. С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(52). – Новосибирск : СибАК, 2015. – С. 91-94.
Чижова, С. Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?» / С. Ю. Чижова, О. В. Калинина. – Ярославль : Академия развития, 2017. – 160 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!